Альпийские горки и рокарии в ландшафтном дизайне

Более 65% территории Японии занимают скалы, предгорья и горы. Дерево, камень, гора — основные элементы японского пейзажа. Сад, который создан конкретным человеком, отражает его персональное восприятие окружающей среды, точно так же, как роман является отражением жизни описываемого в нем общества.

Поэтому вполне закономерно, что попытки суммировать накопленный японцами опыт в устройстве ландшафтного дизайна садов завершились в XI веке написанием руководства под названием “Sakutei-ki”. Его главную идею можно выразить следующими словами: «Учитесь у природы, используйте естественный природный ландшафт в качестве модели сада». Во многих расположенных в горах буддистских монастырях монахи устраивают сады сухого пейзажа или сады камней. Затерявшиеся в предгорьях среди суровых многовековых стометровых сосен святилища воспринимаются туристами как детали интерьера огромного естественного храма с деревьями-великанами, исполняющими роль колонн.

В I веке н.э. буддизм из Индии проник в Китай. Далее в VI веке он попал из Китая и Кореи в Японию вместе с первой волной китайского влияния. Вторая волна принесла японцам дзен-буддизм ( zen — слово, происходящее от санскритского корня и имеющее значение «медитация»). В конце эпохи Muromachi (1336-1573) зародились традиции чайной церемонии, сухой ландшафтный сад, ландшафтная живопись. Это именно то, что сегодня воспринимается в качестве визитной карточки настоящей японской культуры. Kare-sansui — это искусство создания совершенно особого садового прототипа — маломасштабного сухого сада. Его главные средства выражения — песок, галька и камень. Засыпанная галькой или песком, создающими волнообразный рисунок, ровная площадка имитирует эффект водной поверхности. На этой имитации водной глади расположены группы камней. Их число всегда нечетное. Такие группы камней должны образовывать треугольник. Если треугольников несколько, то они всегда имеют общую вершину. Расстановка камней в саду является не просто показателем умения садовника, а отдельным видом искусства, овладеть которым весьма непросто. Психологи долгие годы ведут безуспешные споры о внутренней логике и смысле подобных композиций. Но каждая предложенная теория приводит только к появлению многочисленных новых гипотез. На помощь приходит определение, описывающее сад камней в качестве «инструмента медитативной релаксации». Проще говоря, это «расслабься и размышляй». Строгая аскетичность сада камней должна настраивать на глубокомысленные рассуждения о смысле жизни в полном отрыве от повседневной суеты. Уединенность сада подчеркивает метровая ограда в виде стены из природного камня. Стоит заметить, что в японских садах камней используется исключительно светло-серый галечник. В то время как в европейских имитациях могут присутствовать разнообразные его оттенки — желтые, коричневые, бурые. Впрочем, о вкусах не спорят. Даже на основе классических опер современные режиссеры ставят мюзиклы. Сад камней (альпийская горка, рокарий), как и японский сад в широком смысле этого слова, зависит от интерьера и архитектуры дома и является, по сути, их продолжением. Сад нужен для создания красивого вида из окон дома. Внутреннее пространство традиционного японского жилища отделено раздвижными перегородками — седзи — от веранды, находящейся под скатом крыши, но полностью открытой в летний период. В ненастную или холодную погоду в специальные пазы, предусмотренные по краю галереи, вставляются деревянные щиты, превращающие веранду в полностью закрытый коридор, идущий вокруг жилых комнат. Когда летом перегородки снимаются, сад становится естественным продолжением и украшением жилища. Садовая ограда, как ни странно, не изолирует сад от окружающего мира. Весь окрестный пейзаж с продолжающейся жизнью — гора на горизонте, цветущий куст в соседском саду, текущий неподалеку ручей — является частью сада, становится составляющей прелестной картины, открывающейся человеку при взгляде из окна дома. Непривычные для европейцев диковинные сады мхов и камней принесли японской ландшафтной архитектуре огромную популярность в нашей стране, сделав ее модным течением. Сад средней полосы России подразумевает непрерывное цветение разнообразных декоративных культур, постоянно сменяющих друг друга. Он полон динамики, ярких красок и символизирует постоянно меняющуюся картину мира. Японский сад камней является его полной противоположностью, построенной на принципах фундаментализма. Картина сада изменяется очень редко, рисунок на гравии или песке подновляется максимум два раза в месяц. Возможно, именно простота мудрости и сдержанность и привлекает российских садоводов и ценителей прекрасного в искусстве создания японского сада камней. Информация предоставлена компанией “Озеленение-М”
Сайт компании: www.landimprovement.ru

дахи покрівлі
  • 1