Художественная отделка кованых изделий

Отделка кованного изделия – последний этап в его изготовлении, после которого предмет приобретает свой законченный товарный вид. Еще в XI веке кузнецы Киевской Руси применяли в своей работе различные художественные приемы отделки: чеканку и гравировку, насечку и чернение, дамаскирование и инкрустацию, наложение эмалей.

Дошедшие до наших дней кованные чаши, ограждения, решетки поражают своим разнообразием. Существуют механические и химические способы декоративной отделки.

К первой группе способов относятся крацевание, шлифование, полирование и др. Крацевание представляет собой обработку изделия металлической щеткой. Для обработки стальных изделий используются специальные щетки из стальной проволоки диаметром 0,15-0,2 мм, мягкие металлы требуют применения щеток из латунной проволоки диаметром 0,1 мм. Чтобы повысить производительность, щетки закрепляют в патроне ручной дрели, что значительно ускоряет процесс крацевания. Суть шлифования заключается в обработке поверхности шлифовальными шкурками или абразивными порошками. Для экономии времени в процессе шлифования также используют ручную дрель с приспособлением для закрепления войлочных кругов. На эти круги столярным клеем наклеивают абразивный материал - корунд, наждак и т. п., а когда он сработается, остатки его удаляют, а на войлок наклеивают новый слой абразива. При полирование поверхность обрабатывают до зеркального блеска.

Небольшие изделия полируют кожей, сукном, кусочками фетра или дерева прямоугольной, круглой или плоской формы, на которые нанесен мелкий абразивный материал или полировальная паста. Твердые абразивные материалы - это корунд, наждак, карбиды кремния и бора, синтетический алмаз разной зернистости. Пасты ГОИ и алмазные пасты, которые отличаются степенью зернистости, называют полировальными пастами. Крупная паста ГОИ светло-зеленого цвета дает после шлифования матовую поверхность. Средняя паста ГОИ (она имеет зеленый цвет) обеспечивает чистую поверхность без штрихов, тонкая паста ГОИ (черного цвета с зеленым оттенком) способствует созданию зеркального блеска. Алмазные пасты бывают четырех видов: крупная (красный цвет), средняя (зеленый), мелкая (голубой) и тонкая (желтый). В процессе полирования небольших изделий из цветных и драгоценных металлов применяются специальные полировальники из твердого материала - гематита (кровавика). Его закрепляют в медной оправе, снабженной деревянной ручкой. Этим полировальником с усилием водят по шлифуемой поверхности и сглаживают неровности. Обрабатываемую поверхность смачивают раствором соды, мылом или пивом. Если требуется отполировать внутренние поверхности, используют фетровые насадки в виде шариков и конусных валиков, на которые нанесен слой пасты. В целях ускорения процесса полирования обычно используют ручную или электрическую дрель или бормашину, в шпинделе которых закрепляют фетровые или хлопчатобумажные круги и разные по размерам шарики или стержни. Химические способы отделки поверхностей предполагают нанесение различных декоративных пленок. Для этого изделие нагревают или обрабатывают разнообразными химическими составами. Иногда такие пленки выполняют не только эстетические, но и антикоррозийные функции. Перед нанесением покрытий изделие подвергается тщательной очистке от окалины. Очень просто это сделать с помощью пескоструйной установки. Если же ее нет, поверхность чистят проволочной щеткой или измельченной пемзой, смешанной с водой. После просушки изделия приступают к дальнейшей его обработке. Оксидированием называют покрытие поверхности оксидной пленкой при нагреве. Различные значения температуры нагрева (можно нагревать паяльной лампой) обеспечивают разнообразие оттенков побежалости. Когда вся поверхность приобретает однородный цвет, ее покрывают слоем пчелиного воска (навощивают), после этого воск тщательно растирают, а изделие полируют. Воронение предполагает покрытие заранее очищенной поверхности изделия льняным или конопляным маслом и кислотами с последующим медленной термообработкой изделия. Выбор сорта масла, кислоты и степени нагрева поверхности обуславливает цвет изделия: черный, темно-синий, фиолетовый и т.д. Кованые изделия, предназначенные для помещений, обычно навощивают (то есть покрывают слоем воска) и полируют, а продукцию, которая будет выставлена улице, обрабатывают цапон-лаком или масляным лаком для наружных покрытий, в который добавлено 20 % воска, чтобы избежать излишнего блеска. Чтобы добиться черно-коричневого цвета, очищенное изделие покрывают натуральной олифой или другим растительным маслом, а затем нагревают до температуры 300-400° С. Как светлые, так и темные оттенки серого цвета можно получить, обработав изделие слабым раствором азотной кислоты (1 часть кислоты на 10 частей воды). Синий и синевато-черные тона - результат погружения изделия в кипящий раствор, имеющий следующий состав: каустическая сода (едкий натр) - 700 г, нитрид натрия - 250 г и нитрат натрия (натриевая селитра) - 200 г на 1 л воды. Если изделие опустить в расплавленную натриевую селитру с температурой 310-350° С на 3-5 минут, получится стойкая пленка синеватого цвета. Отделку серебряных изделий под “старое серебро” осуществляют с помощью раствора серной печени из расчета 10-20 г на 1 л воды. Эта реакция значительно ускоряется, если раствор свежий и слегка подогретый, а изделие перед погружением нагрето. Кроме того, при соблюдении этих условий качество отделки заметно повышается. К группе химических способов также обычно относят серебрение и меднение. Чтобы провести меднение стальных изделий, их опускают в раствор, в состав которого входят 50 г сернокислого оксида меди и 50 г концентрированной серной кислоты на 1 л воды. После завершения процесса обработанный предмет художественной ковки ополаскивают водой и выкладывают сушиться. Существуют еще и электрохимические (гальванические) способы отделки поверхностей, суть которых заключается в покрытии поверхности одного металла другим вследствие его осаждения из растворов солей под действием электрического тока. Но надо отметить, что такие способы очень сложны и практикуются в основном в промышленности.


  • 1