Фирменный стиль

Сад в регулярном стиле разбивают лишь на просторных участках, где можно разместить узорные цветники, безупречно выстроенные древесные насаждения и грандиозные архитектурные сооружения. Последние почти всегда доминируют над плоскостью сада, поскольку призваны подчеркнуть высокий статус владельца. Формальная планировка задает строгую геометрическую конфигурацию газонам, водным сооружениям, мощеным площадкам и дорожкам. В основу организации пространства обычно заложен круг, прямоугольник, либо композиционные узлы располагают диагонально. Дорожки зачастую расходятся от площадок веером или подобно солнечным лучам, рационально связывая всю территорию.
Безупречная симметрия особенно заметна рядом с главным усадебным строением, где почти нет перекрывающих обзор деталей. Если в центральных садовых декорациях используют деревья, их объемные кроны "парят" на высоких штамбах, а диаметр приземистых форм несопоставим с масштабом открывающейся панорамы. Раскинувшийся перед основным зданием партер традиционно занят низкими, плотными, обильно цветущими культурами либо видами с необычной окраской листьев. Розетты, пальметты, арабески — "гобелен" из тысяч миниатюрных растений завораживает хитросплетением абстрактных узоров, реже копирует вензель землевладельца либо фамильный герб. Фрагменты ковровых цветников, участки газона, скульптурные и водные элементы партера окаймлены кустарниковыми бордюрами.
Замысловатый рисунок кружевных цветников подчеркивают узкие дорожки из инертных материалов: песка, угля, толченого кирпича, мраморной и гранитной крошки. Углы большого партера отмечены трельяжами, штамбовыми розами, топиарными формами вечнозеленых растений. Вдоль главных усадебных трасс и рядом со строениями размещают вазоны с яркими летниками; обладатели оранжерей летом украшают парадную часть сада теплолюбивыми экзотами. Однако цветники и роскошные тропические виды занимают скромную площадь торжественного и даже несколько официального парка. Значительная территория отводится под древесно-кустарниковые насаждения и тщательно ухоженный газон. Естественность в классическом французском парке не приветствуется, поэтому кроны превращаются в огромные или миниатюрные шары, цилиндры, кубы, пирамиды, конусы, кегли, спирали.
Внутри боскетов скрываются просторные залы, камерные уголки для уединенного отдыха, утилитарные культуры. В широкой изгороди зачастую формируют ниши для малых архитектурных форм, например, скамьи, скульптуры, вазона. Безупречную трассировку аллей подчеркивают шпалеры; трельяжи и ширмы декорируют стены строений. Высокие живые изгороди, берсо и перголы затеняют прогулочные дорожки, создавая контраст между прохладными и солнечными уголками парка. Романтический ореол и некоторая помпезность свойственны классическим итальянским садам, разбитым на участках со сложным рельефом. Территория террасируется, что позволяет оформить подпорные стены декоративной аркадой, нишами со скульптурой, маскаронами, пристенными водными устройствами.
Нижние "ступени" сада прекрасно видны с обрамленных балюстрадой смотровых площадок. О древнеримской эпохе напоминают колоннады, амфитеатры, фонтаны, каскады, водные лестницы. Барокко в целом следует принципам регулярного стиля, однако от прочих разновидностей его отличают пышность, причудливость, контрастность, изобилие необычных растений и малых архитектурных форм. Главное строение не всегда располагается на основной оси сада, часто его скрывают высокие древесные насаждения. В парке с плоским рельефом высота газона варьируется относительно базового уровня. В озеленении доминируют стриженые растения, колонны и гирлянды из вьющихся древесных культур. На участке обычно устраивают оранжерею, зверинец, грот, "тайный" сад, размещают механические "игрушки", например, водный орган, фонтаны-шутихи, динамичные малые формы. "Малогабаритные" сады порой стилизуют под мавританские дворики, где защищенное стенами камерное пространство является органичным продолжением дома.
Структура "исламского" сада — четыре квадрата, образованные пересекающимися под прямым углом дорожками. Полученные квадраты делят на более мелкие (либо диагонально на треугольники) узкими полосами мощения. Симметричность планировки также подчеркнут миниатюрные водные каналы, рядовые посадки компактных древесных растений. По периметру патио иногда возводят галерею, центральную часть композиции акцентируют бассейном, фонтаном или установленным на пересечении дорожек павильоном. Плоский сад живописно смотрится благодаря контрасту солнечных и тенистых уголков, стройным силуэтам деревьев и пышным цветникам. Древесные культуры не всегда подвергаются стрижке, но их расположение подчинено регулярным принципам.
Однако яркие цветы хаотично разбросаны между деревьями и кустарниками; издали они напоминают пестрый персидский ковер. "Средиземноморское" происхождение садика подчеркивают светлое мощение, мозаичная облицовка бассейна и стенной источник, бьющий из каменной львиной головы. "Монастырский" уголок по планировке отчасти напоминает "исламский" внутренний дворик. Небольшой прямоугольный сад также разбивают на ровном участке, скрывают за высокими стенами и крестообразно разделяют дорожками. Для средневековых монастырских садов характерны минимальное количество и аскетичность малых архитектурных форм (скамья, колодец, источник), растения-символы, целебные и душистые травы. Коллекцию редких видов размещают на специальных грядах и снабжают табличками с латинскими надписями.
Некоторые отступления от формальной планировки ощутимы в садах стиля рококо. Эклектичное соединение живых изгородей и китайских чайных домиков, регулярных цветников и утрированно "диких" уголков, вытеснение прямых линий вычурными изгибами привели к созданию парков, тяготеющих к природным. Эталоном европейского пейзажного стиля считается английский парк. Плавно изгибающиеся дорожки и змеящиеся ручьи пересекают лужайки, спускаются в сырые ложбины, обходят возникшие на пути препятствия — возвышенности, одиночно расположенные деревья, небольшие группы и тенистые рощи. Подернутые ряской пруды отражают кроны плакучих ив, родники выныривают у подножия холмов, шлейфы водопадов ниспадают с крутых склонов.
Садовые павильоны и другие искусственные сооружения скрыты среди насаждений, причем для создания особого настроения используют даже засохшие деревья. Элементы регулярной планировки встречаются лишь в парадной части парка, оформленной большим количеством цветочных растений и топиарными "скульптурами". Однако сформированные деревья и кустарники расположены более свободно, на клумбах преобладают цветы нежных оттенков и декоративно-лиственные виды, живые изгороди в первую очередь выполняют утилитарные функции. При обустройстве английского парка следует ограничить количество "спецэффектов", придающих пейзажу налет театральности. Модерн, или арнуво, занимает особую нишу в садово-парковом искусстве.
Плешение игнорирует прямые линии, тем не менее четкая прорисовка композиции и ярко выраженная ритмичность не позволяют отнести этот утонченный стиль к чисто пейзажному направлению. В очертаниях дорожек, площадок, газонов и цветников просматриваются окружности, овалы, фрагменты математических кривых, стилизованный растительный узор. Легкость, изящество, гибкость преобладают в облике малых форм, для создания которых используют металл, архитектурный бетон и стекло. Сад в стиле арнуво немыслим без больших плоскостей, занятых газоном, мощением, декоративной отсыпкой или спокойным водным зеркалом. Вертикальными доминантами служат эффектные крупные деревья, расположенные одиночно или группами. Лианы незаменимы при оформлении "кружевных" арок, павильонов, трельяжей.
Кустарникам отводится вспомогательная роль. Несколько плотных однопородных "островков" либо вытянутая группа подчеркнут изящный поворот дорожки, конфигурацию лужайки или станут фоном для массивов пиона, ириса, лилейника, функии, нарцисса. Дальневосточные пейзажные сады завораживают своей недосказанностью, гармонией и философским подтекстом. Китайская стилизация изобилует искусственными деталями: храмами, башнями, лестницами, галереями, мостами (арочными и с балюстрадой), скульптурными изображениями дракона, тигра, единорога, черепахи. Основные компоненты японского сада — камни, песок, галька, вода и растения. Однако порой мастера создают ассоциативные, образные композиции только из инертного материала — причесанного граблями гравия, "задрапированных" мхом гранитных глыб, опавших лепестков.
Соответствующее настроение зачастую создает вода — ее динамика, звук и отражательная способность. В японском саду доминируют зеленые (хвоя, листва, мох) и серые (камни) оттенки; спокойную палитру оживляют цветущие сакуры и спиреи, ирисы, кувшинки, пионы, рододендроны, а осенью — ярко-алые клены. В саду для созерцания можно любоваться пейзажем с одной или нескольких точек, например, с террасы. В просторном парке обустраивают уголки, предназначенные для посещения в определенное время года. Путь проходит по тщательно выверенному маршруту: чередование неровных участков мощения с крупными гладкими плитами заставляет сосредоточить внимание на "придорожной" полосе либо на удаленных от тропы пейзажных картинах.
Вольная трактовка дальневосточного сада позволяет соединить в одной композиции несколько стилевых направлений, "разбавить" традиционную флору другими культурами. Каменные фонари, пагоды, бамбуковые изгороди, мостики, беседки с "летящей" крышей и оригинальные водные устройства сделают сад более колоритным, но рукотворный антураж не должен доминировать над неброским очарованием природы. Сад в стиле nature garden копирует естественный пейзаж. Обычно его создают на базе существующего ландшафта, подкорректировав фрагмент лесного массива, заросший кустарником овраг, луг, берега ручья или пруда. Впадины нетрудно превратить в водоемы, склон можно оформить "выходом горных пород", стелющимися травянистыми и древесными видами.
В саду стоит воссоздать несколько миниатюрных экосистем, например, тенистый уголок с ландышами и папоротниками, солнечную поляну и небольшое болотце. Основополагающий принцип компоновки растительных сообществ — использование самых простых садовых культур и местной дикой флоры. Приметы nature garden — большие куртины травянистых многолетников, ограниченное количество древесных пород. Травянистым растениям "дозволяется" распространяться самосевом, поэтому через некоторое время многие виды находят оптимальное местоположение, вытеснив неудачно подобранные культуры. У экологических композиций нет четких границ: "одичавшие" миксбордеры плавно перетекают в редко подстригаемый газон, береговая кромка завуалирована осокой, частухой и дербенником, рокарий вливается в вересковый или травяной сад.
Узкие дорожки (грунтовые, из древесных спилов или плоских камней) вьются между растениями, порой теряясь в зарослях или под слоем опавшей хвои. В качестве малых архитектурных форм используются только необходимые элементы. Рядом с прудом или под старым деревом размещают скамью, через ручей перекидывают мост, вместо садового павильона сооружают неприметную беседку или дощатый навес. Почти обязательный элемент эколандшафта — кормушки и домики для птиц, белок и прочей садовой фауны. Изба-сруб с соломенной крышей и резными ставнями, деревянные ворота, колодец-журавль, тын по границе усадьбы... В кольце классических особняков сельское подворье выглядит нелепо и требует особых "декораций" — лесной опушки, полей с подсолнухами, заливных лугов, раскинувшейся вдали деревеньки. "Особенности национального ландшафта" подчеркнут плодовый сад, заросли сирени и чубушника вокруг добротной бани, старая садовая печь, поленница, вьющийся по забору хмель, пугало или тачка посреди грядок.
Деревенский антураж создается из множества деталей: прибитой над дверью подковы, рассохшейся бочки, стога сена, огораживающего клумбу плетня, "убежавшей" из огорода тыквы. Угол обширного землевладения можно отвести малиннику, рядом с домом либо у калитки найдется место для удобной завалинки. Красочное оформление палисадника обеспечат георгины, мальвы, розы; в балконных ящиках с весны до осени цветет душистая герань. Гуси, куры, кошки, разноцветные гномики, миниатюрная ветряная мельница, "средневековая" водокачка, превратившиеся в кашпо корзины, лейки и прочая утварь — атрибуты европейского провинциального сада. Рядом со "швейцарским" шале или домом, стилизованным под фахверковое строение, можно устроить вересковый сад, живописный рокарий или пруд с лилиями.
На плоских крышах порой разбивают травяной садик, стены строений оплетает дикий виноград или видовой клематис. Площадку для отдыха стоит вымостить клинкером, бутом, плитняком, оставив карманы для посадки травы и компактных пряных растений. Благодаря нестандартным приемам оформления сада участок приобретет неповторимый облик. Таинственность классическому парку или "заброшенной" усадьбе придадут руины готической постройки, беседка-грот или сад-лабиринт. Весьма оригинальны композиции, где функцию бордюров выполняют блестящие полосы металла, традиционная отсыпка заменена ярко окрашенным щебнем и разноцветными стеклянными шариками. Водную поверхность порой символизирует зеркало, а склон "держат в рамках" габионы, заполненные камнем, кирпичом и...
стеклотарой. Эффектными деталями ландшафта становятся необычные светильники, скульптура из лозы или массивных пней, кирпичная либо стеклянная пирамида. Живописно смотрятся разноуровневая стрижка газона, клумба из пурпурнолистных подорожников, "диван" из мелколистного барбариса. Декор отдельного фрагмента надела может быть монохромным или двухцветным — зеленым, белым, бело-розовым, сиренево-желтым. Сегодня также модно оформлять сады в соответствии с принципами фэн-шуй, позволяющими сформировать в усадьбе на редкость комфортную, гармоничную среду, которая отражает образ жизни и предпочтения владельцев.проекти дахів
  • 1